?

Log in

No account? Create an account
Лого
ДинаБанк
Динамический банк вопросов
День редактора. Майк Иванов 
12-июл-2010 06:04 pm
Лого
 
Майк Иванов, Саратов

Живу в Саратове, пока еще 29 лет, ведущий программист завода "НефтемашСистема".
Жена Мария Коблова, известная также как
[info]mariekay преподает в Саратовском Университете.
Также есть кошка Муся, собака Нора и кот Багги, на которых можно посмотреть у Маши в ЖЖ. Еще дома водятся комары, но с ними мы боремся, фотографий нет.

Анкета на сайте "Знатаки!"

Совершенно не хочу превращать редактуру в полноценную работу...

Итак, супермегаблиц: семь-восемь вопросов не больше чем по пять минут болтовни каждый.

- Внимание, первый вопрос. Уважаемые знатоки из разных городов спрашивают: связано ли каким-либо образом то, что они никогда не слышали вопросов Михаила Иванова, и то, что его ЖЖ-аватар – ленивец?
 
М.И.: Многие знатоки получили шанс не слышать мои вопросы гораздо раньше, чем у меня появился ЖЖ вместе с аватаром. Материалы доисторических времен (1994-1996 годы н.э.)  дошли до современников в виде рукописи (т.н. "Алый блокнотик [западных пределов]"). В ней было немало вопросов, столкновения с которыми нынешнее племя, пожалуй, и не выдержало бы, а богатыри былых лет ели и нахваливали.
 
Чтобы не травмировать хрупкую психику тех, кто считает, что никто не может позволить себе тратить бумагу на вопросы в 7-10 строк длиной, приведу только пару, которые все же дадут почувствовать вкус этой суровой эпохи.
 
Не могли бы вы сказать, уважаемые знатоки, какое слово было введено русским литератором Боборыкиным для обозначения малообразованных, но грамотных приказчиков, конторщиков и мелких чиновников?
Ответ: интеллигенция.
 

Или
 
Он писал в 1816 году, что Франция увенчала его золотой короной, Италия - железной, имея в виду орден Железной Короны, полученный им за итальянскую кампанию. А какой же короной увенчала его Англия?
Ответ: Терновой.
Комментарий: Он - Наполеон Бонапарт.

 
Полностью оцифрованные источники восходят в 1997-1998 году: осенью 98-го Саша Гитник и я, вернувшись из саранского лагеря (для меня – первый выезд), решили организовать в Саратове чемпионат города по ЧГК. Тогда были написаны некоторые вопросы, на которые мне самому позднее не раз доводилось давать ответы. Например:
 
В 1964 году Гелл-Манн, читая роман Джеймса Джойса "Поминки по Финнегану", нашел там фразу, содержавшую некое непонятное слово. Позднее саму фразу пытались расшифровать, например, как "три карапуза составляют настоящего человека". Позднее выяснилось, что этих карапузов не три, а шесть. А какое же непонятное слово использовал Джойс?  
Ответ: Кварки.
Комментарий: "Три кварка для мистера Марка".


Или
 
В стокгольмском магазине игрушек произошла такая история: покупатель, дождавшись своей очереди, приготовился расплатиться за подарки для детей, и использовал кредитную карточку. Молодой продавец магазина, однако, увидев подпись, состоявшую только из двух имен, удивился, и попросил предъявить удостоверение. Однако у покупателя его при себе не оказалось. Ситуацию спас управляющий. А куда он порекомендовал посмотреть продавцу?
Ответ: На любую монету.
Комментарий: Покупал игрушки король Швеции Карл Густав XVI, профиль которого выбит на каждой монете.


В 1999 году команда "Джокер" загорелась мыслью провести в Саратове фестиваль, и с тех пор  повелось, что проще всего столкнуться лоб в лоб с моими вопросами именно там. Сначала большую часть материала для этого турнира писали Саша Гитник и я; потом Илья Шувалов и я; потом Боря Гуревич и я, а последние три года – я. Естественно, для меня это главный пакет в году, для которого я стараюсь откладывать наиболее мне симпатичные вопросы. Ну и, трезво оценивая свои скромные возможности, не откликаться на призывы "Вай, налетай, вопросы по пять долларов присылай!" - разве что если редактор сам попросит, но и то редко: как правило, у меня или еще, или уже нет лишних.
 
Правда, осенью наша команда проводит тур в чемпионате Саратова, для которого вопросы, конечно, тоже нужны. Так что если предлагают подготовить какой-нибудь не очень большой пакет, в котором я могу использовать те же вопросы, что и в чемпионате – почему бы и нет. Но вот больше, чем за два пакета в год, для которых надо что-то писать, я обычно не берусь. Состояние "А-а-а, надо найти еще тридцать вопросов!" меня совершенно не радует, и лишний раз себя в него загонять я не стремлюсь: в конце концов, я совершенно не хочу превращать редактуру в полноценную работу. Меня вполне устраивает, что это – мое хобби.

- Ну что же, ответ достаточно длинный, чтобы его нельзя было уместить на одной пачке бланков. Перейдем ко вторым вопросам.
Учителя? Ученики? Помощники?
 
М.И.: Моим учителем можно назвать разве что Максима Савостьянова, который в 1994 году пришел в нашу школу, чтобы организовать кружок интеллектуальных игр. На одном из первых занятий он нарисовал схему, которую словами можно передать примерно так. В вопросе изложены некоторые факты. Из них можно сделать выводы – пойти в одном направлении и в другом. Пойдешь в неверном – увидишь, что или так ответ не сформулировать, или не выбрать из многих версий, или просто ответа быть не может. Пойдешь в правильном – все получится. Не сказать, чтобы эта схема была универсальна, но в тот момент какую-то пользу только начавшему озадачивать сокомандников мне она принесла. В дальнейшем шел тропой самообразования.
 
Ученики – нет, никогда не пытался кого-то учить. Разве что на конкретных примерах – "как можно было бы обработать этот вопрос, чтобы он стал хорошим", но не чувствую, что это кому-то принесло пользу. Помощники – вот это да, для меня очень важны тестеры пакетов. Огромное спасибо героическим людям, которые раз за разом терпят мои попытки вывалить им на отыгрыш кучу полусырых вопросов. Кстати, вот здесь и здесь я попытался изложить некоторые свои соображения по поводу тестирования. Ну и заодно – раз уж я начал раздавать советы – еще одна статья, про расстановку вопросов в пакетах.  
 
- Ответ не столь обстоятельный, но, так и быть, перейдем к следующему вопросу.
Что главное в вопросе ЧГК?
 
М.И.: Он должен быть интересным. За вопросом должен стоять некий факт, или идея, или яркий образ – что-то, о чем можно рассказать не имеющему отношения к ЧГК человеку. Собственно, по этому критерию я обычно и проверяю факты на "вопросопригодность". Хотелось бы, чтобы игроки узнавали в результате что-то новое.
 
- Да, ответ не особо развернутый. А в зале раздаются возмущенные крики "Свояк! Свояк!". Что будем делать?
 
М.И.: Ну, если люди просят, может дать им в свояк поиграть? Так как я его пишу и редактирую уже много лет, то скопились неплохие запасы…
 
- Кажется, они имеют в виду не совсем это. Просто вежливо дают понять, что на свояк похожи твои вопросы.
 
М.И.: Что же, признаю честно: мне не кажется, что можно бесконечно пережевывать "Колобка", хоть он и на сметане мешен, и программу младших классов школы. Как только доходит до средних – кто-то уже наверняка скажет, что это "свояк". На мой вкус, скучные вопросы ни о чем – куда хуже. Бесконечное однообразие одних и тех же стандартных приемов – "ответ содержится в вопросе", "Пушкин", "анаграмма", "вставьте пять слов в стих без рифмы и смысла" – надоедает очень быстро и, в моем случае, этот процесс дошел до логического завершения уже много лет назад. Хотя писать подобное в промышленных количествах, конечно, гораздо легче, чем находить интересные факты.
 
Разумеется, на мой взгляд, все, что надо знать для взятия моих вопросов - вполне общедоступно. Но если кто-то считает, что и это перебор – что же, как уже было отмечено, не играть мои вопросы очень просто. :)
 
- Да, между прочим. "Так как там насчет кризиса жанра?" – спрашивал не так давно Алексей Гноевых.
 
М.И.: Честно говоря, не замечал. Ситуация гораздо лучше, чем раньше. В конце 90-х были несколько книг (Ильф и Петров или там "Энциклопедия знаков и символов" Фоли), хорошее знание которых помогало взять 1-2 лишних вопроса практически на каждом пакете. То, на чем играли еще раньше, по нынешним временам просто не признали бы вопросами ЧГК. Лет пять-семь назад мне казалось, что скоро кончатся все хорошие факты, и придется играть на несмешных шутках и газетных заголовках. А в последнюю пару лет я убеждаюсь, что подходящих фактов – много. Так что было бы желание, а возможность писать хорошие вопросы и пакеты есть.
 
- А Владимир Островский  интересуется: "Считаете ли вы себя молодым? Почему?"
 
М.И.: Вопрос весьма напоминает "Кем был ваш дед и почему?" из бессмертных "Законов Паркинсона". Да, считаю - привык за почти тридцать лет…
 Я не буду столь абстрактен и задам следующему участнику более близкий к реальности вопрос:

"Пакет сдавать послезавтра, а у вас на пять вопросов меньше, чем надо. Ваши действия?".

Редакторские работы:
2010
Кубок ЛКИ - будет в раздаче ДБ
Фестиваль "Саратов-2010" - сегодня в раздаче ДБ
XIII Кубок Поволжской Лиги. 2 тур. Саратов - Уфа
Чемпионат Украины по ЧГК 2009-2010. 2  лига (синхрон ЛУК). 1 этап - в раздаче ДБ 5 июля
Чемпионат Украины по ЧГК 2009-2010. Высшая и первая лига. 1 этап - в раздаче ДБ 5 июля

2009
"Знатокиада - 2009" (Эйлат). Олимпийский турнир
Фестиваль "Саратов-2009"
XII Кубок Поволжской Лиги. 5 тур. Саратов

2008
"Гостиный двор - 2008" (Калуга). 1, 4, 5 тур
Фестиваль "Саратов-2008"
XI Кубок Поволжской Лиги. 2 тур. Саратов

2007
Чемпионат Украины по "Своей игре" - будет в раздаче ДБ
Фестиваль "Саратов-2007"

2006
VIII Открытый Кубок России по ЧГК. 1 тур
VI чемпионат России среди школьников по ЧГК
Фестиваль "Саратов-2006"

2005
Фестиваль "Саратов-2005"

2004
Турнир по фантастике "ФантаСаХар-2004"
Фестиваль "Саратов-2004"

Сегодня в раздаче ДинаБанка:

Все игры фестиваля "Саратов 2010", прошедшего 1-2 мая 2010 г.

1. Саратов 2010. ЧГК.
60 вопросов. Редактор: Михаил Иванов (Саратов)
Результаты турнира

2. Саратов 2010. "Своя игра".
116 тем. Редактор: Александр Коробейников (Саратов - Санкт-Петербург)

3. Саратов 2010. Разные турниры:

Абсурдное ЧГК.
12 вопросов.

Большой блиц.
30 вопросов. Авторы и редакторы: Олег Христенко и Анна Виниченко

"Военный" пакет. 
12 вопросов. Редактор: Семен Дорфман (Саратов)

Ржевский.
15 вопросов. Автор: Алексей Богомолов.

СпортЧГК.
18 вопросов. Авторы и редакторы: Борис Гуревич (Саратов) и Олег Христенко (Москва)

СтихоЧГК.
15 вопросов. Подготовили Артём Викторов и Борис Гуревич (Саратов)

Травести.
10 вопросов. Автор: Андрей Солдатов (Москва)
Доступные пакеты
Comments 
12-июл-2010 06:04 pm
На мой взгляд, "свояковатость" - самый простительный "грех" редактуры.
Польностью согласен с Майком.
(Удалённый комментарий)
13-июл-2010 04:57 am
В данном случае действительно нет. Но и когда в разумных пределах присутствует, тоже чаще всего не беда.
13-июл-2010 04:33 pm - Нет, философ, я тебе возражаю (С)
Свояковатость (безотносительно Майка) - наверное, самый ужасный "грех" редактуры. Если вопрос - свояк, то это уже не вопрос ЧГК.
13-июл-2010 04:47 pm - Re: Нет, философ, я тебе возражаю (С)
Имеется в виду элемент свояка в полноценном ЧГК-вопросе.
Я, кстати, сам обычно не пользуюсь этим термином, а говорю "элемент знания".
Просто сформировалась определённая терминология, которая присутствует и в этом интервью.
Конечно, лучше, когда "элемент знания" присутствует органично в самом вопросе, а не в пуанте. Но хуже всего "вопросы-пустышки". Ну, назвал остроумный (даже если без кавычек) журналист свою статью какими-то словами. И что? В чём польза этой информации? Или того, что одно слово отличается о другого "всего двумя буквами"? Да, перегружать пакет тоже не стОит. И вопросы для разрядки (на основе анекдотов ии каламбуров) в каком-то небольшом количестве нужны. Но по-настоящему классных среди них мало. А самих таких впросов слишком много. Вероятно потому, что их намного легче писать, не надо искать фактуру (которая ещё и свеченой часто оказывается, если действительно интересная).
13-июл-2010 07:04 pm - Re: Нет, философ, я тебе возражаю (С)
В чём польза этой информации?
А кто сказал, что должна быть польза?
Если хочется полезной информации, открываешь Википедию и поглощаешь полезную информацию в течение чуть менее чем бесконечного времени.
А задача вопроса - поставить перед командой интересную проблему, которую можно решить в процессе обсуждения. Если же обсуждение утыкается в отсутствие необходимого знания, то никакой радости играть такой вопрос нет.

Кстати, что касается именно пользы, то от знания большинства фактов, используемых в ЧГК, пользы в реальной жизни нет.
13-июл-2010 07:10 pm - Re: Нет, философ, я тебе возражаю (С)
Имею в виду не только реальную жизнь в узком смысле этогго слова.
Например, та же формула "неизвестное (и интересное) об известном" - частный случай того, о чём я пишу.
Простое чтение Википедии (при этом ещё и проверять инфу надо) - довольно утомительное в конечном итоге занятие. И неоправдано даже если ты редактор и готовишь пакет (всё же есть и другие источники).
А дополнительное познание через игру - это очень хорошо. Люблю такие вещи как игрок и стараюсь придерживаться этого всего (не отходя от ЧГК-принципов, ессно) как автор и редактор.
Впрочем, подходы бывают разные. И разные люди любят разные пакеты. Нормально.
13-июл-2010 07:16 pm - Re: Нет, философ, я тебе возражаю (С)
Естественно, по возможности надо спрашивать вещи известные, сообщая какие-то более нетривиальные вещи в вопросе или комментарии. Но это уже другая тема, ибо:

>Если же обсуждение утыкается в отсутствие необходимого знания, то никакой радости играть такой вопрос нет
с этим в принципе согласен, но иногда трудно предсказать, насколько экзотическим для данной аудитории окажется то или иное знание. Это уже часть мастерства вопросника и редактора...
13-июл-2010 07:36 pm - Re: Нет, философ, я тебе возражаю (С)
Естественно, по возможности надо спрашивать вещи известные, сообщая какие-то более нетривиальные вещи в вопросе или комментарии.
Ну вот если это условие соблюдено, то все в порядке.

иногда трудно предсказать, насколько экзотическим для данной аудитории окажется то или иное знание.
Как правило, достаточно объективно отнестись к данным тестирования.
13-июл-2010 08:23 pm - Re: Нет, философ, я тебе возражаю (С)
Неинтересных вопросов по каламбурам слишком много, поэтому вопрос на относительно нетривиальное знание - это хорошо. Феноменальная логика.
14-июл-2010 03:50 am - Re: Нет, философ, я тебе возражаю (С)
Где Вы у меня её нашли?
12-июл-2010 07:13 pm
Хорошее интервью. Почти со всеми высказанными соображениями на тему "Как надо писать вопросы, а как не надо" согласен.
12-июл-2010 08:34 pm
"М.И.: Он должен быть интересным. За вопросом должен стоять некий факт, или идея, или яркий образ – что-то, о чем можно рассказать не имеющему отношения к ЧГК человеку. Собственно, по этому критерию я обычно и проверяю факты на "вопросопригодность". Хотелось бы, чтобы игроки узнавали в результате что-то новое. "
Точно! А то надоели вопросы типа "что сказал покойник", основанные исключительно на чьей-то больной фантазии.
В этом году одна из овновных причин приезда в Саратов было желание поиграть на вопросы Михаила.
13-июл-2010 08:44 am
А то надоели вопросы типа "что сказал покойник", основанные исключительно на чьей-то больной фантазии.

или идея, или яркий образ
13-июл-2010 04:44 pm
и?
Идея, высосанная из пальца, основанная на больной фантазии, не интересна, и яркой не является.
13-июл-2010 05:02 pm
Характеристики "высосанная из пальца", "на больной фантазии", "не интересна" и "яркой не является" субъективны.
13-июл-2010 05:14 pm
Когда вопрос высосан из пальца, обычно это заметно.
13-июл-2010 08:20 pm
Я правильно вас понял, что покойники высасывают образы исключительно из пальца?
13-июл-2010 08:30 pm
Они - нет, авторы - бывает.
14-июл-2010 05:58 am
На Чемпионате Балтийских стран был прекрасный вопрос Выменца с ответом "Хмелевская" )ъ
14-июл-2010 08:09 pm
Не могу судить о вопросе, так как его не слышал. Но вполне могу допускать, что с таким ответом может быть интересный вопрос. Была же такая писательница, автор книги "Что сказал покойник", к примеру. Можно это здорово обыграть.
14-июл-2010 08:29 pm
В фильме "Расёмон" об убийстве рассказывают несколько участников этого события — сначала бандит, потом жена убитого, а потом со слов колдуньи мы узнаём ЭТО. Назовите автора, сделавшего ЭТО названием своего романа.

Ответ: Хмелевская.
Комментарий: "Что сказал покойник" - роман Иоанны Хмелевской.
Источник: 1. Фильм Куросавы "Расёмон".
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Что_сказал_покойник_(книга)
Автор: Юрий Выменец
14-июл-2010 08:40 pm
Да, отличный вопрос.
This page was loaded июн 19 2019, 1:11 am GMT.