?

Log in

No account? Create an account
Лого
ДинаБанк
Динамический банк вопросов
Интеллектуальные игры: от школьного клуба к Чемпионатам мира. Часть 5 
10-май-2011 05:33 pm
Лого
.
КЛУБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР. МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОК

Занятие 9
Очередное занятие вновь посвящено играм на бумаге. Командам выдаются листы бумаги, на которых помещены правила выполнения очередного задания (которые стоит прочитать еще и вслух). Итак:

Задание 1. "С двух-трех нот"
а) К представленным буквосочетаниям прибавьте две-три ноты так, чтобы получились слова - существительные, нарицательные. Ноты могут повторяться и следовать друг за другом.


б) К представленным нотам добавьте буквы так, чтобы получились слова - существительные, нарицательные, в именительном падеже, в единственном числе.



Задание 2. "Типография наоборот"

Приводится толкование 28 слов, которые были получены из букв одного слова. Надо определить эти слова, а затем и само обобщающее слово. (Преимущество получит команда, которая найдет слово из минимально возможного количества нужных букв.)
1. Водоросли, плавающие густой массой в стоячей и проточной воде.
2. Тонко скрученная пряжа.
3. Лента, завязанная в виде нескольких перетянутых посередине петель.
4. Крупное кредитное учреждение.
5. Графическое изображение музыкального звука.
6. Цилиндрический сосуд.
7. Дикая свинья.
8. Ряд бревен или толстых досок, настилаемых на балки.
9. Вшитый цветной шнурок по краю или шву одежды.
10. Ткань с набивным рисунком.
11. Кораблик Петра Первого.
12. Бумажные деньги, предмет коллекционирования.
13. Грань предмета.
14. Носовая надстройка на судне.
15. Предмет для игры в городки и лапту.
16. Характеристика цвета и звука.
17. Место обработки зерна.
18. Гусеничная боевая машина.
19. Прохладительный напиток.
20. Ироническое название воина.
21. Богиня победы в греческой мифологии.
22. Монах.
23. Кашалот.
24. Палач.
25. Домашнее животное.
26. Растение семейства пасленовых.
27. Белая булка.
28. Толстая веревка.

Ответы: 1. Тина. 2. Нитка. 3. Бант. 4. Банк. 5. Нота. 6. Банка. 7. Кабан. 8. Накат. 9. Кант. 10. Батик. 11. Ботик. 12. Бона. 13. Бок. 14. Бак. 15. Бита. 16. Тон. 17. Ток. 18. Танк. 19. Тоник. 20. Аника. 21. Ника. 22. Инок. 23. Кит. 24. Кат. 25. Кот. 26. Табак. 27. Батон. 28. Канат.

Итак, это слово: БОТАНИКА.

 
Задание 3. "Найди пару-2"
Приведены имена и фамилии русских художников и названия картин, надо найти соответствие. (См. Приложение)

В конце занятия рекомендуется опять вернуться к вопросам "Что? Где? Когда?". Следует разобрать очередной тип вопросов. Например, бывают вопросы, в которых, чтобы найти правильный ответ, надо вникнуть в исторический и культурный контекст событий, о которых говорится в вопросе. Так, если в вопросе сказано: "во Франции в середине XVII века..." - то сразу необходимо воссоздать картину этого времени - в 1642 году умер герцог Ришелье, вскоре скончался король Людовик XIII, сын Генриха IV, которого звали вероотступником за то, что он часто переходил из протестантизма в католицизм и обратно, убийство Бэкингема, Анна Австрийская, кардинал Мазарини, Д'Артаньян и три мушкетера, Ла-Рошель, Людовик XIV, будущий король-Солнце, его фаворитки, Фронда, войны с испанцами, укрепление абсолютизма, Фуко, Кольбер, железная маска, английская революция, Кромвель, казнь Карла I и многое другое. Всю эту информацию команде необходимо "выложить на стол", приступая к обсуждению. Все это требует наличия у игроков определенных базовых знаний. (Именно в этот момент и происходит качественный скачок - дети, понимая, что многое они не знают, слышат впервые или где-то слышали, но забыли, - а играть-то хочется! - начинают читать, искать информацию, постепенно, понемногу.)
Тренеру здесь очень важно ненавязчиво подсказать, где об этом можно прочитать. Ни в коем случае нельзя заставлять "к следующему разу выучить наизусть" то-то и то-то. Лучше всего "работает" соболезнование, что эту книгу, статью, журнал дети еще не прочитали. Перед тем как начать задавать вопросы, стоит привести несколько дат и попросить команды привязать их к отдельным странам, например:
• Россия, начало XVII века (Борис Годунов, Лжедмитрии, Смута, восстание Болотникова, захват Москвы поляками, Минин и Пожарский, Иван Сусанин, Ипатьевский монастырь, династия Романовых)
• Греция, времена троянской войны (яблоко раздора, Елена, Менелай, Одиссей, Ахилл, Гектор, олимпийские боги, Парис, троянский конь, Лаокоон, возвращение ахейцев домой, Гомер, Генрих Шлиман)
• Италия на рубеже XV и XVI веков (Возрождение, великие художники)

Вот несколько вопросов, иллюстрирующих приведенные выше тезисы.
 
Вопрос 1. Когда французы заняли Москву, почти во все дома были определены для постоя французские солдаты и офицеры. Но дом, принадлежавший графине Наталье Александровне Зубовой, был освобожден от постоя. Графине даже были оказаны воинские почести. Кто был отцом графини?
Разбор: Понятно, что речь идет о войне 1812 года. Фамилия графини - Зубова - явно по мужу. Девичья фамилия, конечно же, другая. Судя по отчеству, отца графини звали Александром. Ей были оказаны воинские почести скорее всего из-за ее отца - другой информации в вопросе нет. Отец, по-видимому, был военным, и не рядовым военным. Воинские почести оказывают обыкновенно выдающимся людям, даже если они и были противниками. Какого мы знаем известного военного по имени Александр, дочери которого в его честь были отданы военные почести? Ответ совершенно понятен.
Ответ: Александр Васильевич Суворов.

Вопрос 2. После того как 1 августа 1914 года Германия объявила войну России, началась "борьба с немецким засильем". А с чего она началась в Петербурге?
Разбор: Известно, что после объявления войны в Петербурге и Москве начались погромы немецких магазинов. Хотя назвать это "борьбой с немецким засильем" довольно трудно. Ведь жена императора была немкой, да и в жилах Николая Романова русской крови было существенно меньше, чем немецкой. Нужно искать то, что сделать легче всего, что видно всем и не требует долговременной работы. Что же это? Да то, что в конце 80-х - начале 90-х годов происходило, в частности, в Москве: снос памятников, переименование улиц и городов. Именно тогда Санкт-Петербург - немецкое название!!! - и стал на 10 лет Петроградом.
Ответ: Петербург был переименован в Петроград.
Автор: Альгис Тваскис (Ереван)

Вопрос 3. 25 марта 2001 года один англичанин в благодарственной речи сказал: "Мне принесли историческую картину Жака-Люка Жерона, которая называлась "<два слова пропущено> вниз!" Эта картина поразила меня. Я увидел величие и падение огромного государства и мгновенно согласился работать". Восстановите два пропущенных слова в названии картины.
Разбор: Благодарственные речи обычно произносят после получения каких-либо наград. В это время - в конце марта - ежегодно происходит вручение премии Американской киноакадемии (премия "Оскар"). Можно вспомнить недавних лауреатов этой премии, названия нашумевших фильмов, режиссером или актером в которых был англичанин. Далее, величие и падение огромного государства - путем простого перебора можно выйти на Древний Рим. Если это Древний Рим, то надо перебирать реалии, не забывая о фильме. В конце концов можно выйти на фильм англичанина Ридли Скотта "Гладиатор", а уже отсюда на пропущенные слова: "Большие пальцы". Большие пальцы вниз - требование смерти проигравшему гладиатору.
Ответ: Большие пальцы.
Комментарий: это цитата из речи Ридли Скотта на получении "Оскара" за фильм "Гладиатор".
Автор: С. Полисский (Харьков)

Вопрос 4. Однажды группа советских поэтов отправилась в некую страну. В состав группы не включили Анну Ахматову, зато поехала Маргарита Алигер. По этому поводу Ахматова заметила, что там наверняка больше хотели бы видеть ЕГО сестру, а не ЕГО однофамилицу. Назовите ЕГО и эту страну.
Разбор: Анна Ахматова - Поэт (а не поэтесса, по ее же словам). Она ЕГО сестра, скорее всего именно по поэтическому цеху. Алигер - ЕГО однофамилица, значит ЕГО фамилия практически созвучна. Алигер, Алигьери!!! Данте Алигьери. Великий итальянский поэт.
Ответ: Данте, Италия.
Автор: Борис Шойхет (Франкфурт-на-Майне)

Вопрос 5. Верите вы или нет, но последним Великим князем Московским был Василий III, последним русским царем - Иван Алексеевич, последним императором всероссийским - Михаил Александрович, а последним князем московским - некий Мишель. Назовите время, в которое носил этот титул (или же вопросную часть можно сформулировать так: "от кого этот Мишель получил этот титул" или "под какой фамилией он более известен").
Разбор: Действительно, отец Ивана Грозного Василий III был последним Великим князем, так как его сын принял на себя титул царя. Старший брат Петра I Иван V вместе с Петром были царями, но затем Петр стал императором. Николай II отрекся и за себя, и за своего сына Алексея в пользу своего брата Михаила (который вскоре также отрекся). Итак, все сказанное выше - правда. Но откуда московский князь, и не Великий князь, а просто князь, да еще с нерусским именем Мишель? Сразу приходит на ум война 1812 года. И действительно, маршал Мишель Ней получил этот титул из рук Наполеона.
Ответ: В годы первой отечественной войны (1812 г.).
Автор: Борис Бурда (Одесса)

Занятие 10
   Очередное занятие опять посвящено играм на бумаге. Командам выдаются листы бумаги, на которых помещены правила выполнения очередного задания (которые стоит прочитать еще и вслух). Второе задание этого занятия вызывает огромные затруднения даже и у взрослых. Поэтому после проверки результатов конкурса следует попросить команды записать правильные ответы (т.е. соответствие композитора и написанной им оперы), чтобы у них получилась своеобразная "шпаргалка". На одном из следующих занятий можно вновь вернуться к подобному (или непосредственно этому же конкурсу) и вновь проверить, что осталось в памяти. Это же касается всех конкурсов типа "Соответствие". (Конкурсы "Найди пару" - см. Приложение)

После этого можно предложить задание "Гибрид" (идея конкурса: Евгений Копейка (Одесса))
   От каждого из двух произведений одного и того же автора взяты куски названий и объединены в некое "новое произведение". Надо определить подлинные названия обоих произведений и автора. Авторы не повторяются - это 45 разных авторов и 90 их произведений. (См. Приложение)

Занятие 11
На этом занятии следует опять вернуться к вопросам "Что? Где? Когда?", предложив пакет вопросов недавно прошедшего турнира. (Вопросы следует предварительно просмотреть, убрать те вопросы, которые, на ваш взгляд, нелогичны, неинтересны, некорректны.)
На занятие, которое длится 1,5-2, часа обычно хватает 30 вопросов. После того как команды дадут ответы, следует проанализировать и провести разбор вопросов, которые вызвали затруднения.
Во время тренировки желательно строго соблюдать следующие условия:
 
1. Ответ дает один игрок, которого назначает капитан или ведущий.

2. Если отвечающего назначает ведущий, то необходимо задействовать в качестве отвечающего каждого игрока команды. Ведущий в диалоге с отвечающим должен не чураться провокации, делать вид, что не понимает ответа, путать игрока и т.п. (так у игрока вырабатывается способность отстаивать свое мнение, мнение команды, за которую в данный момент он несет ответственность).

3. Любая подсказка одного из игроков считается поводом для незасчитывания даже правильного ответа (после 1-2 предупреждений).

4. Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания фразы типа "ответа нет". Надо убедить команды, что во время тренировки, во время минуты обсуждения надо пытаться найти ответ, не стесняясь высказывать вслух самые экзотические версии, то, что кажется детям глупостью. Порой именно "глупые" версии и являются правильными. Эта раскованность в игре должна помочь команде в процессе поиска правильного решения. Задача тренера - убедить детей, что над ними не будут смеяться, что они с тренером коллеги по отношению к игре. Просто тренер несколько опытнее.

5. Надо пресекать в зародыше быстро возникающую у многих команд завышенную самооценку. В этих случаях в не взятых вопросах виноваты кто угодно - плохая формулировка, "тупая" тема, плохая дикция ведущего, все что угодно, но только не команда. Очень часто это выражается в громком вопросе капитана или одного из игроков: "И как это брать?". Это очень серьезный симптом того, что в команде не все в порядке. В этих случаях стоит мягко обратить внимание такой команды на то, что вопрос действительно не самый лучший, но вот другие команды нашли ответ: Значит, вопрос можно было взять. Значит, не надо никого винить, кроме себя. Да и себя винить не надо. Надо просто настраиваться на то, чтобы попытаться правильно ответить на следующие вопросы. Внешние обвинения расслабляют команду. Не надо искать виновных, но и не надо самоуспокаиваться тем, что вопросы плохие, "одеяло душное, подушка колючая" и т.п., а команда на самом деле великая.

6. После ответа команды на вопрос следует попытаться выяснить у отвечающего, почему дан именно такой (даже правильный) Ответ: Это очень важно, когда на тренировке присутствует несколько команд и тренер не слышал обсуждения. Тренер должен понять для себя, каким образом команда пришла к конкретному ответу, обратить внимание на возможные нелогичности, невнимательность при обсуждении, упущенные командой слова и фразы из текста вопроса.

7. Во время тренировки надо вести не соревнование между командами, а просто фиксировать количество правильных ответов у каждой команды. Это надо подчеркнуть - на тренировке нет "самой" сильной и "самой" слабой команды. Сегодня одна команда сыграла сильнее, в следующий раз - другая. (Как ни странно, это действительно так. Со стабильностью у детей всегда большие проблемы).

   Материалы для такого занятия можно подобрать из вопросов многочисленных турниров, представленных в базе вопросов Интернет-клуба, из многочисленных брошюр, изданных по итогам всевозможных турниров, фестивалей, чемпионатов, лагерей интеллектуальных игр, а также из книг, которые в последнее время пишут известные игроки.
    В конце занятия, после итогового разбора наиболее характерных ошибок (несоответствие ответа форме вопроса, недостаточная конкретизация ответа, наоборот, излишняя конкретизация ответа, которая перечеркивает его "правильность", оценка двух вроде бы равноправных версий на один и тот же вопрос и т.п.), необходимо похвалить все команды и отдельных игроков. А на "закуску" предложить небольшой конкурс в письменном виде. (См. Приложение: "Папа, отзовись! Кто был папой...")

Занятие 12
Очередное занятие частично посвящено играм на бумаге. Командам выдаются листы бумаги, на которых помещены правила выполнения очередного задания (которые стоит прочитать еще и вслух). Другая часть занятия ориентирована на выработку у игроков команд взаимопонимания в самых разных ситуациях.

Задание 1. "Кто как умер" Автор: Борис Бурда, (Одесса) (См. Приложение)
Задание 2. "Однофамильцы + анаграмма" (См. Приложение)

Задание 3. "Веришь - не веришь"
Команды на счет "три" поднимают руку, если верят, и не поднимают, если не верят. Или поднимают одну из табличек со словами "ДА" и "НЕТ".
1. Верите ли вы, что легенды об основателе ордена францисканцев собраны в сборнике "Ягодки Святого Франциска Ассизского"? (Нет, не ягодки, а цветочки.)
2. Верите ли вы, что юката - это ночное кимоно? (Да.)
3. Верите ли вы, что будущий Супермен родился на планете Аргон? (Нет, на планете Криптон.)
4. Верите ли вы, что диггеры - это крайне левое крыло в Английской революции XVII века? (Да.)
5. Верите ли вы, что согласно Плутарху последними словами Юлия Цезаря были: "Мало я тебя, свинью, благодетельствовал, что ты теперь на меня с ножом лезешь"? (Нет.)
6. Верите ли вы, что на гербе США изображен не орел, а белоголовый орлан? (Да.)
7. Верите ли вы, что первое восхождение на Джомолунгму датируется еще временем правления китайского императора Цинь Шихуанди? (Нет.)
8. Верите ли вы, что солитеры - это то же самое, что и цепни? (Да.)
9. Верите ли вы, что вратаря "Баварии" и сборной Германии по футболу за его прыгучесть и внешний вид прозвали "Гориллой"? (Нет, "Орангутангом".)
10. Верите ли вы, что полька не является польским танцем? (Да, чешским.)
11. Верите ли вы, что пирсинг - это способ рыбной ловли с далеко вдающегося в водоем причала-пирса? (Нет, это прокалывание частей тела для вставления в отверстия колец и т.п.)
12. Верите ли вы, что римский проконсул Лукулл угощал гостей на своих пирах муравьиными языками, комариными носами и соловьиными ногтями? (Нет.)
13. Верите ли вы, что команда французского корабля или самолета называется "эпатаж"? (Нет, экипаж.)
14. Верите ли вы, что у немецкого философа Иммануила Канта есть как минимум три произведения, чье название начинается со слова "Критика..."? (Да, "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения".)
15. Верите ли вы, что песня Пугачевой "Три счастливых дня" посвящена Киркорову? (Нет, Парижу.)
16. Верите ли вы, что Ода - это японский полководец, который в 1573 году сверг последнего сегуна рода Асикага? (Да, это Ода Нобунага.)
 
 
Задание 4. "Кто куда горазд"
Авторы: Елена Орлова и Владимир Белкин (Москва)

Каждая команда выделяет одного игрока, который за 1,5-2 минуты должен при помощи мимики и жеста объяснить своей команде как можно больше фильмов, так, чтобы команда их отгадала.
Пакет 1: "Ирония судьбы, или С легким паром", "Белое солнце пустыни", "Терминатор", "Кавказская пленница", "Джентльмены удачи", "Криминальное чтиво", "Запах женщины", "Место встречи изменить нельзя".
Пакет 2: "Золушка", "Обыкновенное чудо", "Пятый элемент", "Двенадцать стульев", "Человек-амфибия", "Москва слезам не верит", "Маска", "Титаник".
Пакет 3: "Зеркало", "Десять негритят", "Гарри Поттер", "Берегись автомобиля", "Тарзан", "Властелин колец", "Сибирский цирюльник", "Дракула".
Пакет 4: "Здравствуйте, я ваша тетя", "Гладиатор", "Отелло", "Мимино", "Самогонщики", "Соломенная шляпка", "Ну, погоди!", "Гараж".
 
Задание 5. "Испорченный телефон"

Задание 6. "Сказка о том..."
Автор Алексей Бороздин (Новосибирск)
Это командно-индивидуальная игра - за правильный ответ игрок приносит своей команде условные очки. Отвечает тот игрок, который раньше всех поднял руку. Выкрики с места должны сразу же и достаточно жестко пресекаться. Этот конкурс можно сыграть по правилам "Покера" (3.1.2.9).
1. Сказка о том, как по подложному плану и с помощью убийства завладели недвижимостью законного владельца ("Кот в сапогах").
2. Сказка о том, как с точки зрения современной автору науки мигрируют земноводные ("Лягушка-путешественница").
3. Сказка о том, что нудизм имеет глубокие корни даже в высших эшелонах государственной власти ("Новое платье короля").
4. Сказка о том, как на невинное существо было совершено несколько покушений, одно из которых закончилось успешно ("Колобок"). 5. Сказка о том, что для достижения счастливого конца достаточно просто вырасти ("Гадкий утенок").
6. Сказка о том, сколь опасны доверительные разговоры с незнакомцами в лесу ("Красная Шапочка").
7. Сказка о том, что с нанимаемыми работниками лучше расплачиваться деньгами, не то хуже будет ("Сказка о попе и его работнике Балде").
8. Сказка о том, что, когда результат, которого настойчиво добиваешься, достигается с чужой помощью, это не приносит радости ("Курочка Ряба").
9. Сказка о том, что курение не всегда сокращает жизнь, а иногда значительно продлевает ("Огниво").
10. Сказка о том, как эффективно действует бригадный метод в сельском хозяйстве ("Репка").

В конце занятия можно задать 6-8 вопросов на командное обсуждение.
Итоги трех месяцев тренировок
Если в течение этого времени тренеру удалось сформировать более или менее постоянные игровые составы, добиться, чтобы дети регулярно посещали занятия, то их интерес к посещению клуба и желание играть надо постоянно "подогревать", предлагая принять участие в разных конкурсах. Возможно, стоит выделить из общей массы 7-8 человек, которые хотят и могут добиться определенных высот в спортивном "Что? Где? Когда?", и проводить с ними отдельные занятия, выдержанные в форме жесткого тренинга на разнообразных вопросах. Однако для основной массы детей, приходящих в клуб, игра "Что? Где? Когда?" должна стать всего лишь одной из игровых форм. В дальнейшем при описании занятий игре "Что? Где? Когда?" не будет уделено повышенного внимания. Ниже в основном приводятся на реальных примерах разные формы развивающих и познавательных игр. (См. Приложение)



Доступные пакеты
This page was loaded июн 20 2019, 7:38 am GMT.