?

Log in

No account? Create an account
Лого
ДинаБанк
Динамический банк вопросов
Интеллектуальные игры: от школьного клуба к Чемпионатам мира. Часть 4 
10-май-2011 05:33 pm
Лого
.
КЛУБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР. МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОК
Занятие 5
    На этом занятии надо вначале провести разминку, чтобы дети затем смогли сразу включиться в игру. Это может быть "Аукцион" (например, башни московского Кремля) или "Веришь - не веришь" (например, набор тематических вопросов этимологии). 10- 15 минут интенсивной игры, и можно переходить в первой "контрольной" игре на вопросы "Что? Где? Когда?". Детям предлагается отыграть вопросы престижного "взрослого" чемпионата, например, пакет из 12 вопросов "Что? Где? Когда?", который был подготовлен еще в 1989 году для I Телефонного чемпионата СССР и вызвал тогда определенные затруднения у взрослых игроков, а теперь даже школьники легко берут 6 - 8 вопросов из него.
    Игра должна быть проведена по всем правилам спортивного "Что? Где? Когда?": ответы на вопросы команды сдают в письменном виде, очень строго осуществляется контроль времени, жестко оценивается формулировка ответа, которая должна совпадать по форме с заданным вопросом.
    После окончания игры необходимо провести итоговый разбор вопросов и ответов, подвести итоги занятия, похвалить команды, капитанов, игроков и попрощаться до следующего занятия.

Вопрос 1. Стремясь построить сильный военный флот, царь Петр I не жалел денег. После успешного спуска на воду очередного корабля корабелам выдавалась премия, размер которой напрямую зависел от одного из параметров корабля. Уважаемые знатоки, через минуту вы должны сказать, как определялся размер вознаграждения.

Разбор (до того, как дается правильный ответ): 
В этом вопросе очень важна первая фраза, а именно слова "сильный военный флот". Во время обсуждения команда порой забывает первую фразу вопроса и все внимание уделяет последним словам. Необходимо обратить внимание игроков на то, что в вопросе все слова важны. Стоит перечитать вопрос еще раз, делая ударения на слова "сильный военный флот", и снова попросить команды подумать. Практически всегда кто-то из игроков поймет логику вопроса и даст правильный ответ.

Ответ: 
Размер вознаграждения определялся количеством пушек, которое мог нести построенный корабль.

Вопрос 2. 
Пошел мужик на базар покупать лошадь. Купил за 50 рублей и вскоре заметил, что лошади подорожали, и продал ее за 60 рублей. Потом вспомнил, что пахать не на чем, и купил за 70 рублей ту же лошадь. Купил и задумался: не получить бы от жены нагоняй за такую цену, и продал лошадь за 80 рублей. Сколько мужик денег потерял или выиграл от такой купли-продажи?

Разбор: 
Это вопрос на школьную программу по математике и на сообразительность. После того, как команды сдали ответы, ведущий часто слышит слова, что так не может быть и т.п. Обязательно стоит сказать, что все вопросы этого пакета имеют точный и логичный ответ. После чего надо объяснить, как можно получить правильный ответ. Итак, не надо считать, сколько денег было у мужика в кармане или кошеле изначально. Надо считать разности: купил за 50, продал за 60 - 10 рублей заработал. Купил за 70, продал за 80 - еще 10 рублей заработал. Итого - чистая прибыль 20 рублей.

Ответ: 
Мужик получил 20 рублей прибыли.

Вопрос 3. 
Как известно, Шота Руставели был государственным казначеем царицы Тамары и хранителем ее сокровищ и драгоценностей. Известно и собрание драгоценных камней и самоцветов, принадлежащих самому Руставели. Где в настоящее время находится это собрание?

Разбор: 
В этом вопросе надо оттолкнуться от возможно физически существующей коллекции драгоценных камней, которая могла принадлежать Руставели. Где она может находиться - точно знать каждый человек не может. Да и автору вопроса это не нужно. Здесь требуется рассмотреть некое иносказание - "собрание драгоценных камней и самоцветов" может быть чем-то иным. Руставели для нас в первую очередь поэт, значит, скорее всего это высказывание может быть отнесено к его "профессиональной" деятельности. Что, кроме поэмы "Витязь в тигровой шкуре", можно вспомнить? Да ничего. Могут ли в этой поэме упоминаться драгоценные камни? Конечно, могут. Теперь надо четко сформулировать ответ: где находится это "собрание" - на книжной полке, в библиотеке, в самой книге "Витязь в тигровой шкуре". Все это правильно.

Ответ: 
В библиотеке (в поэме "Витязь в тигровой шкуре" 203 раза упоминаются различные драгоценные камни и самоцветы).

Вопрос 4. 
Во Франции существовала монета в 60 су, которую разменивали на 4 монеты по 15 су. А за что можно было получить эти 60 су?

Разбор: Всю сумму (а ведь монету разменивали) можно было получить скорее всего постепенно: сначала 15 су, потом 30. То есть в четыре приема. Получить за что-то, в результате чего-то, . выиграть! Отсюда уже приходит понимание, что это какая-то игра на деньги либо на какие-то условные очки. Итак, 4 попытки: первая - 15, вторая - 30, третья - 45. Игроки пытаются перебирать игры, где это уже не деньги, а очки. И неминуемо выходят на теннис. Там тоже во время гейма удары оцениваются в 15, 30, 40 очков. Всего для победы надо выиграть 4 подачи. То, что в теннисе не 45, а 40 очков, не должно удивлять - судье проще говорить одно слово "сорок", а не два - "сорок пять".

Ответ: За победу в теннисном гейме - 4 удара, по 15 су каждый, так как игра шла на деньги.

Вопрос 5. 
В начале XVII века в России с успехом прошли выступления талантливого актера. Слава его нарастала столь стремительно, что он даже сменил имя и стал уважительно называться Петром Ивановичем. А как его звали на родине?

Разбор: 
XVII век, первые Романовы на престоле. Какие актеры нам известны? Да никакие. Актер сменил имя и стал уважительно называться Петром Ивановичем. А неуважительно? Петр, Петька, Петруша. Петрушка! Все, ответ понятен, но ведь надо понять, как звали куклу-петрушку на его родине. Где родина этой куклы? Скорее всего в Италии или Франции. Надо искать по созвучию слово, которое начинается на букву "п". Здесь уже требуются минимальные знания о существовании образов комедии дель-арте, в том числе Пульчинеллы.

Ответ.
Пульчинелла (или Полишинель), перебравшись в Россию, стал Петром Ивановичем Уксусовым - Петрушкой.

Вопрос 6. 
Старинная итальянская загадка: чем впереди короче, тем позади длиннее. Что это? Дайте самый общий ответ, не забывая классической латинской фразы.

Разбор: 
Это даже не вопрос, а проверка образного мышления игроков команды. Сравните, какие ответы дала каждая команда... Принимаются ответы в достаточно широком диапазоне: от философского "жизненного пути", до вульгарной "дороги между пунктами А и Б". Иногда стоит ограничить время обсуждения этого вопроса 20 или 30 секундами.

Ответ.
Дорога, жизнь, жизненный путь.

Вопрос 7. 
Запишите, пожалуйста, следующие цифры: 1863 год - (1 + 10); 1958 год - ? Замените знак вопроса цифрами.

Разбор: 
Прежде всего надо понять, что события, произошедшие в эти годы, неразрывно связаны. Прежде всего необходимо подсчитать сумму чисел в скобках - получается 11. Значит, и в 1958 году может быть та же сумма, но другая числовая цепочка. Что произошло в 1863 году из того, что многие могут знать, да еще связанное с этими числами? Тогда к чему можно отнести число 11? Методом перебора можно выйти на спорт, а именно на футбол. После этого вопрос "раскручивается" совершенно элементарно. 1863 год - фактически год рождения современного футбола. И схема игры была такая - 1 вратарь и 10 полевых игроков. 1958 год - чемпионат мира в Швеции. Именно там была применена знаменитая бразильская система. А именно, 1-4- 2-4!!! Вот он ответ!!!

Ответ: (1 + 4 + 2 + 4) - знаменитая бразильская система расстановки футболистов, примененная впервые на чемпионате мира 1958 года.

Вопрос 8. 
Современники говорили о нем: "Уж ближе его к особе Государя никого нет. Он единственный в государстве может сидеть и перед сидящим, и перед стоящим государем-императором". Чин его соответствовал чину полковника и назывался "императорский лейб-Назовите его чин полностью.

Разбор:
 "Лейб" по-немецки "тело". Если перебирать приближенных императора, которые могут сидеть в его присутствии, то сразу приходят в голову врач, шут. Они действительно могли порой сидеть "и перед сидящим, и перед стоящим государем-императором". Но вот слово "ближе" можно толковать и как "приближенный" - вельможа, например, - и как человек, который просто находится рядом. Если поискать, то это может быть тот человек, чьи обязанности можно исполнять только сидя. И далее простым перебором можно выйти на карету, а потом и на кучера.

Ответ:
Императорский лейб-кучер.

Вопрос 9. 
Известно, как остра сейчас в большом спорте проблема допинга. В Древней Греции, оказывается, также существовала эта проблема. Были и свои виды допинга, был и свой допинг-контроль. А как могли судьи на олимпиадах проверить, употреблял ли атлет непосредственно перед началом соревнований одно из самых сильнодействующих средств того времени?

Разбор: 
Этот вопрос, к сожалению, позволяет команде дать правильный ответ, даже если она посчитала, что допингом является алкоголь, - ведь вопросная часть не предусматривает уточнение, какое именно средство. Однако среди ответов обязательно будет "расширение зрачков" и т.п.

Ответ.
Обонянием (так как запах чеснока трудно заглушить).

Вопрос 10. 
Марии 24 года. Она вдвое старше, чем была Анна, когда Марии было столько лет, сколько Анне теперь. Сколько лет Анне теперь?

Разбор: 
Еще одна математическая задача, и на первый взгляд непростая. Хотя для решения можно составить простое уравнение, но вот время сильно поджимает. Обозначим за Х нынешний возраст Анны, тогда разница в возрасте между сестрами будет (24 - Х). Когда Марии было Х лет, Анне было 24 : 2 = 12. Итак, 24 - Х = Х - 12. Х = 18 лет. Кстати, именно этот вопрос в свое время вызвал наибольшие трудности у игроков. Спустя даже несколько месяцев после этой игры оргкомитет телефонного чемпионата получал письма, в которых утверждалось, что правильный ответ 36 или 6, а также были корреспонденты, которые доказывали, что ответа вообще нет, так получается отрицательное число.

Ответ:
18 лет.

Вопрос 11. 
В 1762 году англичанин Джеймс Додсон создал так называемые "таблицы жизни", исследовав записи церковных книг и изучив немало сельских кладбищ. Этим он положил начало бизнесу, который стал сейчас на Западе одним из самых прибыльных занятий (естественно, для тех, кто им занимается, а не для тех, кто этим пользуется). А какой вид бизнеса возник в результате исследований Джеймса Додсона?

Разбор:
Что входило в эти "таблицы жизни", в принципе понятно - даты рождения и смерти, продолжительность жизни. Понятно, что Додсон вел статистические изыскания. Но ответ "статистика" не подходит, так как в вопросе далее сказано про бизнес, да еще и очень прибыльный, к чему статистика не относится. И еще - этот вид бизнеса прибылен для того, кто им занимается, а не для того, кто пользуется. Итак, резюмируем: средний возраст, средняя продолжительность жизни, бизнес. на чем здесь можно получить деньги? На страховании!!!
 
Ответ. Страхование жизни (сначала по старости, а затем и другие виды).
 
Вопрос 12. Всего их пятьдесят две, или 4 по 13. Иногда к ним добавляют еще две, иногда отнимают 16, а то и 20. О чем идет речь?

Разбор: Сначала надо понять, что такое 52. Например, недель в году. Но тогда зачем еще что-то прибавлять или отнимать? Прибавим 2 - получится 54, отнимем - 36 и 32. Здесь уже вряд ли кто-то будет искать что-либо, кроме игральных карт.

Ответ. Игральные карты. 52 листа, 4 масти по 13 карт, к которым добавляются 2 джокера.
 
Занятие 6
   На первых 4-5 занятиях конкурсные задания в основном идут "с голоса". Если в клубе 4-5 команд, то для вовлечения каждой команды, каждого игрока в процесс тренировки стоит постепенно все большее внимание уделять заданиям "на бумаге". Тренер приносит на занятие некое количество конкурсов, условия которых изложены на отдельных листах бумаги. Каждая команда получает одинаковые листы с конкурсным заданием. Время выполнения - от 2 до 10 минут в зависимости от сложности задания.

Задание 1. "Найди пару-1" (3.1.1.4)
(Тексты отдельных заданий взяты из книг С.Л. Шмакова и О.Н. Козака)
Многие слова, которые стали частью современного русского языка, в свое время в России имели аналогии. Необходимо найти пару из второго столбца каждому современному слову, помещенному в первый столбик.

Задание 2. Простые анаграммы
(3.4.4)
Из каждого слова, используя ВСЕ буквы, надо сделать другое слово.
 
 
Задание 3. "Анаграммные города"
Из трех слов с использованием всех букв надо получить название города.
миф + просо + ель
тропа + Псков + лев
клок + лом + сова
Минск + лапа + сети
диск + вол + сок

Ответы:
миф + просо + ель = Симферополь
тропа + Псков + лев = Петропавловск
клок + лом + сова = Волоколамск
Минск + лапа + сети = Семипалатинск
диск + вол + сок = Кисловодск

Задание 4. "Два слова из одного"
Из одного слова надо получить два географических понятия (чтобы помочь, можно упомянуть, что эти понятия - государство и столица).
СШТОВКЕЦГИОЛЯЬМ = Стокгольм + Швеция

Задание 5. "Вычеркните шесть букв"
Из двух слов надо вычеркнуть 6 букв и получить имя и фамилию известного поэта. Это задание на сообразительность, так как надо вычеркнуть не 6 букв (количество), а два слова "шесть" и "букв".
ШДЕЖСОТНЬ МБИУЛЬКТВОН = Джон Мильтон

    После подведения итогов письменных конкурсов (например, за каждый правильный ответ в первом задании по 1 очку, во втором - по 2, в третьем - самом сложном - по 3 очка, и т.п.) можно перейти снова к конкурсам "с голоса" и дать несколько уже известных игр, например, "Реалии" (3.1.2.7) или "Чертова дюжина" - 13 вопросов на какую-то одну тему:

Реалия 1. Назовите имя.
1. В истории России их было всего трое.
2. И второй, и третий были внуками первого.
3. На то, чтобы зваться третьим, было много претендентов.
4. Первого прозвали Великий.

Реалия 2. Назовите эту фамилию.
1. Она одна из самых популярных в мире.
2. Она образована от названия древней профессии.
3. В Москве в честь этой профессии назван мост.
4. Эту фамилию носили американский миллионер и советский разведчик.
 
Реалия 3. Кто этот человек?
1. Родился в Москве.
2. Учился в селе.
3. Умер в Санкт-Петербурге.
4. Все его знают.
 
Реалия 4. Что это за страна?
1. Жителей этой страны зовут кудесниками.
2. Она одна из самых крупных на континенте.
3. Бард Сергей Никитин очень хотел там побывать.
4. Там много диких обезьян.
 
Реалия 5. Кто этот литературный герой?
1. Его родина - Англия.
2. Он отличается завидным аппетитом.
3. Один из его друзей - настоящая свинья.
4. Он обычно говорит и поет голосом Евгения Леонова.

Ответы: 1. Петр. 2. Кузнецов (миллионер - Хаммер). 3. Пушкин. 4. Бразилия. 5. Винни-Пух. 
 
Чертова дюжина:
1. В истории России было именно столько князей и царей по имени Иван (6).
2. В Москве именно столько железнодорожных вокзалов (9).
3. Именно столько богатырей было в дружине дядьки Черномора (33 или 30).
4. В метре именно столько миллиметров (1000).
5. Столько раз нужно отмерить, чтобы отрезать один раз (7).
6. Это число в третьей степени дает 1331 (11).
7. Чертова дюжина равна этому числу (13).
8. Столько времени сидел Илья Муромец на печи (33 года).
9. В московском метрополитене столько станций, носящих название "Киевская" (3).
10. В России именно столько территориальных единиц (89).
11. Под этим номером играл Уэйн Гретцки (99).
12. Под псевдонимом "Козьма Прутков" скрывалось именно столько человек (4).
13. В колоде для бриджа именно столько карт (52).
    
    Тренер подводит окончательные итоги, разбирает основные ошибки игравших команд, хвалит победителей и традиционно заканчивает занятие информацией о дате и времени следующей тренировки.
 
Занятие 7
Очередное занятие посвящено играм на бумаге. На этот раз командам предстоит не искать ответ на вопросы, задаваемые тренером, а просто напрячь свою память и попытаться быстрее соперников заполнить следующие таблицы (на одну таблицу дается примерно 10-15 минут):
 
АЖНУЩ
БЗОФЭ
ВИПХЮ
ГКРЦЯ
ДЛСЧ 
ЕМТШ 
 
Задание 1. В каждую клетку надо вписать название города, начинающегося с соответствующей буквы (каждая заполненная клетка приносит команде по 5 очков, каждый дополнительный город в этой клетке, начинающийся с этой буквы, - по 1 дополнительному очку). В этом конкурсе надо обязательно указывать на ошибки, в первую очередь на грамматические.
Задание 2. Животные.
Задание 3. Ягоды, фрукты, овощи, съедобные плоды.
Задание 4. Страны.
Задание 5. .
    
    Подведение итогов по каждой таблице проводится двумя способами: либо по абсолютным результатам, либо по "остаточному количеству". Во втором случае каждая команда вслух зачитывает написанные ею слова, и, если такие же есть у соперников, они вычеркиваются всеми, у кого есть. В итоге мы получаем у каждой команды только оригинальные слова, которые и идут в зачет.
    Необходимо акцентировать внимание на правильность написания понятий, особенно имен собственных, так как очень часто школьники не только не знают, как правильно написать название, например, города, но путают города и государства, географические объекты (горы, моря, реки) и названия стран. Очень важно каждый раз исправлять порой чудовищные географические заблуждения детей.
    Тренер подводит окончательные итоги, разбирает основные ошибки игравших команд, хвалит победителей и традиционно заканчивает занятие информацией о дате и времени следующей тренировки.
 
Занятие 8
   На этом занятии желательно вновь вернуться к вопросам на коллективное обсуждение. После разминки командам предлагаются 15-20 вопросов, которые подобраны для иллюстрации одного из типовых категорий вопросов "Что? Где? Когда?", например, "закончите фразу или стихотворение, вставьте пропущенные слова". Эта категория вопросов требует того, чтобы в команде до автоматизма был отработан механизм максимально возможной фиксации текста вопроса, так как очень важно уловить возможную рифму или вид стихотворной строфы. Обычно капитан команды назначает трех игроков ответственными за дословную запись одной из строк.
   Командам надо привести примеры наиболее характерных и довольно экзотических для русскоязычного человека стихотворных форм: хокку, танка, рубаи, газель, сонет и т.п.

   Если в вопросе требуется закончить стихотворение японского поэта (как правило, нерифмованное):
Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и все же...
- то дети, которые хотят добиться высокого игрового результата, должны мгновенно вспомнить основные формы японской поэзии - трехстрочную хокку и пятистрочную танку. В данном случае перед нами хокку, написанное Кобаяси Исса. И не может быть у хокку четвертой строки.
   Если требуется закончить стихотворение Омара Хайяма (ясно, что рубаи) или же впрямую назван стихотворный жанр "рубаи", то в этом случае команда должна вспомнить, что в рубаи рифмуются 1-я, 2-я и 4-я строки - "аава".
   Если речь идет о газели, то надо рассказать, что газель состоит из 12-15 бейтов (двустиший), которые рифмуются так: первый бейт - аа, второй - ва, третий - са и т.п.
   Если вопрос связан с сонетом, то надо напомнить, что в нем 14 строк. Венок сонетов - это 15 сонетов, в котором есть ключевой текст из 14 строк, а последующие 14 сонетов начинаются так: первый, соответственно, с первой строки ключевого сонета и заканчивается его второй строкой, второй сонет начинается с последней строки предыдущего сонета и заканчивается третьей строкой ключевого и т.п. Последний сонет начинается 14-й строкой ключевого сонета и заканчивается его первой строкой.
   Кроме того, очень важно обратить внимание команд на то, что порой встречаются вопросы, в которых используются классические стихотворные формы, например, акростих, палиндром. С самого начала надо понять, что же зашифровано в стихотворении.
   Акростих - по первым буквам каждой строки составляется ключевое слово-ответ: Или же строка или все стихотворение читается и спереди, и сзади одинаково - а это уже палиндром, которые достаточно часто встречаются в вопросных пакетах многих турниров.

Вопрос 1. Закончите одно шутливое стихотворение:
Кто-то сегодня погряз в долгах,
Кто-то погряз в законах.
Все говорят мне, что сила в деньгах...
А сила - она.

Ответ: ...в ньютонах!
Автор: А. Баев (Одесса)

Вопрос 2. Закончите стихотворение одесского поэта Михаила Векслера:
"По пустыне
идет караван,
в середине -
верблюд- ."

Ответ: ". -ресторан".
Автор: М. Поташев (Москва)

Вопрос 3. С этим человеком связано продолжение известного романа Александра Дюма-отца. А Леонид Филатов посвятил этому человеку свое стихотворение, фрагмент из которого вам необходимо закончить двумя словами:
Он был красив как сто чертей,
Имел любовниц всех мастей,
Любил животных и детей
И был со всеми мил...
Да нам плевать, каким он был,
Какую музыку любил,
Какого сорта кофий пил, -
Он... "
Ответ: "...Пушкина убил!"
(Стихотворение называется "Дантес"; Жорж-Шарль Дантес является одним из действующих лиц романа А.Дюма "Последний платеж" - продолжения "Графа Монте-Кристо".)
Автор: Д. Башук (Харьков)

Вопрос 4. В "Рекламе курсов английского языка" юморист Михаил Векслер писал: "Всего за три месяца ПЕРВОЕ станет для вас ВТОРЫМ". И ПЕРВОЕ, и ВТОРОЕ - словосочетания, состоящие из двух слов (прилагательное плюс существительное). ПЕРВОЕ часто применяется для одного географического объекта, а ВТОРОЕ - тоже географический объект, но совсем другой. Назовите и ПЕРВОЕ, и ВТОРОЕ.

Ответ: "...туманный Альбион, ...Ясной Поляной".
Автор: О. Пелипейченко (Харьков)

Вопрос 5. Закончите двумя словами стихотворение Бориса Заходера, которое уточняет слова Пушкина:
Поэзия должна быть глуповата.
Но автору
Нужна...

Ответ: "Ума палата".

Вопрос 6. Карикатура в журнале "Reader's Digest". Руководитель представляет сотруднику новичка: "А это наш новый сотрудник. Покажите ему, чем вы занимаетесь, когда думаете, что... " Закончите фразу руководителя.

Ответ: "...я за вами наблюдаю".
Автор: Н. Курмашева (Москва)

Вопрос 7. Закончите четверостишие Льва Гольдберга:
Старый друг, с чьей помощью питаюсь,
Хватит ныть, таща меня в петлю!
Я ведь тоже иногда шатаюсь,
Но при этом разве я... "

Ответ: "...болю?".
(Стихотворение называется "Стоматологическое".)
Автор: М. Поташев (Москва)

Вопрос 8. Разгадайте старую русскую загадку в стихах:
Довольно именем известна я своим;
Равно клянется плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле.
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых дум могу служить одна,
А меж злодеями - не быть я создана.

Ответ: Дружба.

Вопрос 9. Кто был адресатом этого стихотворения Николая Гумилева:
Аддис-Абеба, город роз.
На берегу ручьев прозрачных,
Небесный див тебя принес,
Алмазный, средь ущелий мрачных.
Армидин сад. Там пилигрим
Хранит обет любви неясной
(Мы все склоняемся пред ним),
А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,
Отравы полный и обманов,
В садах высоких сикимор,
Аллеях сумрачных платанов.

Ответ: Анна Ахматова - это можно прочитать по первым буквам строк.

Вопрос 10. Уважаемые знатоки! Закончите стихотворение удивительного поэта Дмитрия Авалиани: "Режу фигурки Конус и рыбка Как бы рисунок".

Ответ: ".и круг, и фужер".
(Авалиани - мастер палиндромов - стихотворений, которые одинаково читаются справа налево и слева направо).
Автор: Е. Канищева (Симферополь)

Вопрос 11. Закончите стихотворение Омара Хайяма:
Согрешив, ни к чему себя адом стращать,
Стать безгрешным не надо, Хайям, обещать.
Для чего милосердному Богу безгрешный?
Грешник нужен Всевышнему...

Ответ: ...чтобы прощать!
(Рифмуются первая, вторая и четвертая строки!)

Вопрос 12. Знаменитый русский энтомолог Холодковский сформулировал свое открытие в стихотворной форме:
Природа тайнами богата;
Мудрец, раскрыть их не сули:
Что ядовито для <пропуск>,
То лишь питательно для тли.
Догадайтесь, какое слово пропущено, и назовите, что именно "питательно для тли".

Ответ: Цикута.
(Третья строка звучит так: "Что ядовито для Сократа." Известно, что Сократ выпил чашу цикуты и умер).
This page was loaded июл 22 2019, 1:39 am GMT.